[Груз. აწყურის ეპარჟია], входила в состав Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в период не позднее 506 г.- 2-й пол. XVII в. с кафедрой в совр. с. Ацкури (22 км севернее г. Ахалцихе, на месте античного г. Сосангети). В источнике 1-й пол. XVI в. «Архиереи и пастыри Самцхе-Саатабаго, подвластные [Мцхетскому] Католикосу» границы А. е. определены следующим образом: «Ручей между [селами] Квибиси и Кортанети, ущелье вверх их и [села] Садгери, весь Ацквери, [владения] дома Диасамидзе и [территория] за Ахалцихисцкали до Гурии» (ПГП. Т. 3. С. 244). Приблизительно так же определяет границы А. е. к кон. XVII в. географ и историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони (КЦ. Т. 4. С. 662).
А. е.- одна из древнейших в структуре Грузинской Церкви. Ацкурский епископ (мацкверели) не назван среди первых 12 епископов Мцхетского Католикосата, основанного блгв. царем Вахтангом Горгасали во 2-й пол. V в. (ლომინამე. С. 29), но подпись Иосифа (Адсуели), являвшегося, по мнению С. Какабадзе (კაკაბამე. С. 50-53) и К. С. Кекелидзе (კეკელიმე კ. კანონიკური წყობილება... С. 320), Ацкурским епископом, стоит под постановлениями Двинского Собора 506 г. в числе 21 подписи епископов Грузинской Церкви (ეპისტოლეთა წიგნი. С. 97, 161; მენაბდე Т. 1. Вып. 2. С. 483. Примеч. 6).
Мацкверели занимал весьма почетное место среди 36 иерархов Мцхетского Католикосата: во время приема по поводу коронации царя он восседал на 5-м месте справа от него, после Католикоса Мцхетского, митр. Вел. Сомхити (Н. Картли) и архиепископов Чкондидского и Картлийского (ПГП. Т. 2. С. 48). В 1749 г. право мацкверели на это место подтвердили царь Ираклий II и Католикос-Патриарх Антоний I в особом распоряжении (Там же. Т. 3. С. 399). Среди 13 иерархов Юж. Грузии (района Самцхе-Саатабаго) мацкверели занимал 1-е место (Там же. С. 244). В книге об архиереях и пастырях Самцхе-Саатабаго Ацкурского епископа называют митрофорным.
Из «Жития св. Григория Хандзтели», написанного Георгием Мерчули, известно о том, что Ацкурский еп. Ефрем Великий установил в сер. IX в. мироосвящение в Грузии. Произошло это при Иерусалимском Патриархе Сергии I и, по-видимому, было обусловлено тем, что в результате араб. завоеваний осложнились, а отчасти и вовсе прекратились связи между Палестиной и Грузией. В память об этой важной заслуге перед Грузинской Церковью мацкверели, как указано в соч. «Мироосвящение» (XIII в.), главенствовал при совершении чина мироосвящения в Великую субботу в мцхетском Патриаршем соборе Светицховели наряду с митрополитом Вел. Сомхити и архиепископом Картлийским (ПГП. Т. 2. С. 47).
Ацкурские архиереи активно участвовали и в политических процессах. Так, из «Жития Серапиона Зарзмели», написанного Василием Зарзмели в 1-й пол. X в., известно, что еп. Георгий (Шуартклели) «взял в руки свои управление Самцхийской областью, умиротворил, как следовало, удел свой и завладел всем наследством и всеми церквами враждовавших между собою» (С. 97). Ацкурский архиеп. Арсений, представитель самцхийского рода Джакели, активно вмешивался в борьбу между царем Багратом IV и могущественным феодалом сер. XI в. Липаритом Багваши (КЦ. Т. 1. С. 300; Т. 4. С. 147). Хотя в груз. хронике Матиане Картлиса (С. 50, см. также КЦ. Т. 1. С. 300; Летопись Картли. С. 69) его имя не названо и говорится только о мацкверели, к-рый сначала вывел «месхов, на средства Баграта, для оказания помощи царю», а потом бежал «от царя Баграта и вошел в сговор с Липаритом», идентификация мацкверели с еп. Арсением основана на упоминании его имени в колофоне рукописи № 28 Кутаисского исторического музея, заказанной Липаритом Багваши (Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея // ჟუთაისის ისტორიული მუზეუმი. Т. 1. С. 100-101).
По сообщению царевича Вахушти Багратиони, в 1228 г. груз. царица Русудан отдала Ацкури в качестве приданого своей дочери Тамаре, вышедшей замуж за султана Гиасед-Дина (КЦ. Т. 4. С. 201), но уже в 1272 г. груз. придворные Саргис и его сын Бека владели Ацкури, получив его от монг. ильхана Абага (Там же. С. 228).
Во времена правления атабагов Иване II (1391-1444), Кваркваре (1451-1498) и Мзечабука (1500-1515) самцхийские архиереи старались вывести Церковь Самцхе-Саатабаго из юрисдикции Мцхетского Католикосата. Церковному сепаратизму во многом способствовали Иерусалимские и Антиохийские Патриархи, в результате мусульм. притеснений вынужденные с целью сбора податей путешествовать по христ. странам Востока, в т. ч. по Грузии. Со времени атабага Мзечабука сохранилась двуязычная арабско-груз. грамота (Кекел. Ad. 503) Антиохийского Патриарха Дорофея, в к-рой мацкверели разрешалось самому рукополагать епископов (ПГП. Т. 3. С. 240-241). Мацкверели стал именоваться главой архиереев (მღუდელმთავართა მთავარი), как назван, напр., еп. Серапион в надписи 1577 г. на колокольне мон-ря Зарзма (ბერიმე. С. 125). Благодаря энергичным действиям Мцхетских Католикосов, особенно Давида III (Гобелисдзе), сепаратистские попытки архиереев Самцхе-Саатабаго закончились провалом (სილოგავა. С. 32-33). В целях пресечения церковного партикуляризма с XV в. появились т. н. грамоты верности (ერთგულების წიგნები), где архиереи и наиболее сановные иереи разных епархий клялись Мцхетскому Католикосу в верности (см., напр., грамоты архиереев Кумурдо, Манглис-Тифлиси, Тбети, Алаверди, Никози, Рустави, Руиси и др., а также настоятелей мон-рей Вардзиа и Джвари, анчийского архимандрита и др.- ПГП. Т. 3. № 24-27, 31, 38, 41-44, 49, 57, 60, 61, 68, 74, 129, 138, 174, 202, 203, 238, 245, 260). Сохранились 3 грамоты мацкверели: еп. Николая (1346-1360) Католикосу Иоанну (Католикос с таким именем в этот период неизвестен, поэтому дата грамоты и время пребывания на кафедре еп. Николая определяются годами царствования Давида IX) (Там же. № 24. С. 181-182, 1149), еп. Герасима Католикосу Михаилу VI (Там же. № 25. С. 182-184, 1149) и еп. Серапиона Католикосу Феодору III (Там же. № 24, 25, 27. С. 185-186, 1150).
Во время пребывания турок-сельджуков в Юж. Грузии (с кон. XVI в.) А. е. сильно пострадала от разрушений, кафедральный собор превратился в руины. В кон. XVII в. епархия была упразднена. По описанию царевича Вахушти, «[в Ацкури] сидел митрополит... но в настоящее время [церковь] пустует, а в крепости стоят янычары» (КЦ. Т. 4. С. 662).
А. е. была восстановлена в марте 1917 г. на Соборе ГПЦ в числе др. 13 епархий. Кафедра часто пустовала, и прихожан окормлял Урбнисский епископ. В 1981 г. переименована в Ахалцихско-Месхет-Джавахетскую епархию, в 1995 г. разделена на Ахалцихскую епархию и Боржоми-Ахалкалакскую епархию.
Иосиф (нач. VI в.); Ефрем Великий (855-895); Георгий (до 951); Иоанн, еп. Тбетский и Ацкурский (мтбевар-мацкверели) (ок. 995-1002), гимнограф (в сб. древнегруз. песнопений Микаела Модрекили, переписанный в 978-988 гг. (Кекел. S. 425), включены 63 его песнопения (მველი ჟართული პოეზია. Т. 1. С. 74, 309-311), заказчик рукописей Тбетского Четвероевангелия 995 г. (РНБ), т. н. Сванского Многоглава X в. (Кекел. A. 19), Житий святых 1002 г. (Ier. N. 28), Литургии Иакова (Кекел. A. 86); Арсений (ок. 1053); Иоанн (ок. 1241 - КГИД. Т. 1. № 25. С. 114-117); Григорий (2-я пол. XIII в.); Мелхиседек (XIII в.), один из душеприказчиков еп. Алавердского Василия, на что указывается в послании братии мон-ря Шиомгвиме (Там же. № 44. С. 190-191); Николай (Джуаншерисдзе) (XIII в.), совместно с Католикосом Николаем II обличал блгв. царя Димитрия II Самопожертвователя и царского вельможу Садуна Манкабердели за вступление в третий брак, а также мтаваров (князей) за злоупотребление монастырским и церковным имуществом (КЦ. Т. 2. С. 276-277); Николай (1346-1360); Пимен (10-е гг. XV в.), впосл. настоятель мон-ря Св. Креста в Иерусалиме; Герасим (1414-1426); Серапион (1427-1435); Шио и Иоанн (оба - ок. 1467), упомянуты в надписи тимпана церкви с. Патара-Смада (Адигенский р-н Грузии) как строители церкви (Грузинские эпиграфические памятники. № 1. С. 21-22); Савва (XV в.); Симеон (1500-1515), грек из Трапезунда, рукоположенный во епископа прибывшим в Самцхе Антиохийским Патриархом Дорофеем (Хроники. Т. 2. С. 317-318; მენაბდე. Т. 2. Вып. 1. С. 479); Иоаким (ок. 1538), по повелению к-рого Свимеоном Каргаретели был переписан полемико-догматический сборник (Кекел. S. 1; S. 312 // ჟუთაისის ისტორიული მუზეუმი. С. 366-375; მენაბდე. Т. 2. Вып. 1. С. 484); Иеремия (ок. 1575), по поручению к-рого переписана Триодь (Кекел. Q. 657; მენაბდე. Т. 2. Вып. 1. С. 485), в колофоне др. рукописи (Кекел. Q. 2) он назван «главой священноначальников» (Кекел. Q. 2 // ჟუთაისის ისტორიული მუზეუმი. С. 114); Серапион (Хурцидзе; ок. 1577), упомянут в строительной надписи зарзмской колокольни (ბერიმე. С. 125); Гедеон (Саприсдзе; бывш. еп. Тбетско-Ишханский), получил от султана Ацкурскую кафедру ок. 1650 г. (Кекел. S. 1 // ჟუთაისის ისტორიული მუზეუმი. С. 258; მენაბდე. Т. 2. Вып. 1. С. 480).
был возведен на рубеже X-XI вв. и представлял собой крестово-купольное сооружение с 3 апсидами, выступающими на востоке. В кон. XIII в., после сильного землетрясения 1283 г., собор был основательно поновлен, но до наст. времени сохранились нек-рые части разрушенных стен с орнаментом. Главной святыней А. е. была чудотворная Ацкурская икона Божией Матери, к-рая осталась невредимой под обвалившимся во время землетрясения куполом собора.
Южнее собора на отвесной скале находятся руины крепости, в к-рых можно выделить разные строительные слои, древнейший из них относится к X-XI вв. (ბერმენიშვილი დ., ბერიმე ვ. С. 273). В 1828 г. крепость была взята рус. войсками под командованием ген. И. Ф. Паскевича, что окончательно освободило этот край от турок.